Олег и Лена (freetravels) wrote,
Олег и Лена
freetravels

Category:

Будни бригадиста

Кто такие бригадисты?

Дисклеймер (на всякий случай): все имена и события, упомянутые в этой истории, происходили в реальности лишь двух людей и никто не может сказать наверняка, было ли это на самом деле, потому что, как известно, каждый сам конструирует свою реальность.

"Я могу вас отправить только в Крустон", - с виноватым видом говорила Роза, - "но там ничего не происходит, не знаю, что вы будете снимать..."

В душе уже бурлило ликование, а в слух было произнесено только: "Ну ничего, мы же просто хотим узнать, как у них организована автономия. Вы же сами говорили, что в каждой общине своя автономия, так что нам все интересны."

И дальше очень быстро: заполнение анкеты, вручение заветного письма Хунте, полчаса на изучение старых отчетов, закупка еды на 2 недели, сборы, короткий сон - и рано утром мы уже на пути в Крустон. Большая удача, что Фрайба приняла нас наблюдателями, и еще бОльшая удача, что в письме, с которым мы поехали в деревню было написано "просим содействовать в съемках". Из отчетов мы узнали, что половина жителей Крустона поддерживает автономию, а вторая половина - правительство, но живут они мирно, что "лагерь" - это большой дом и что жители - потомки народы Тцотциль и очень рады бригадистам.

IMG_0083-2
Табличка на въезде в Крустон: "Земля не продается, на ней работают и ее защищают! Община Крустон в борьбе за защиту своих территорий. Сапата жив в борьбе за свой народ!"


Путь в деревню нетривиальный, с двумя пересадками: из маршрутки в пикап, из пикапа - на лошадь. Общине сложно поддерживать связь с городом, поэтому каждую среду двое мужчин отправляются к Большой Горе на лошадях проводить волонтеров (если были) и встретить новых (если будут). Лошади - это в первую очередь средство перемещения рюкзаков волонтеров, утяжеленных едой на 15 дней.

У Большой Горы мы встретили двух отбывавших волонтеров, они выглядели довольными и незагорелыми. От них мы узнали, что следующую неделю проведем с тремя испанцами, а на вопрос "Ну как оно?" они ответили: "Очень спокойно, вам понравиться". Хорошо бы!

IMG_0156-2

IMG_0150-2
Виды по дороге в Крустон


Нашими коллегами оказались трое пожилых, но бодрых испанских коммунистов Антонио Рамон (в дальнейшем Рамон), Антонио Ромеро (в дольнейшем Антонио) и Конча. Все трое профессора философии на пенсии, не стесняющиеся говорить о своих политических предпочтениях.

IMG_0017-2
Памятное фото: Хосе-Эмануэль (ответственный за бригадистов) с семьей и испанские компанерос


Первое, чему нас обучили в доме-лагере, это были ведра. Священное знание ведер - самое необходимое для выживания в деревне. В них моют посуду, стирают, из них моются и смывают в туалете. При их правильном использовании деревенский быт значительно облегчается.

IMG_0001-3

IMG_0054-3
"Лагерь" бригадистов внутри и снаружи


С испанцами было интересно и довольно просто, к тому же каждый день после обеда они ложились спать на пару часов - святое время сиесты, тихий час. Мы себя чувствовали, как в санатории, действительно очень спокойно, хоть и не так тихо, как хотелось бы испанцам. Каждое утро Конча рассказывала, кто будил ее ночью, а Антонио называл время, в которое это происходило, например:

Конча: Вы слышали, сегодня ночью опять вопили петухи!
Я: Да нет..
Антонио: В двенадцать ночи!!!
Конча: И соседи опять включили музыку в пять утра!
Антонио: В 4:30!!!
Я: ...

Они не злились на местных обитателей, а поражались, как они могут существовать в таком шуме. Нам ничего не мешало, но шума в деревне и правда было достаточно. Петухи и соседи включались более-менее в одно время, а вот собаки расписаний не придерживались. Собак в Крустоне примерно столько же, сколько людей. Они бегают, где хотят, на цепи не сидят, ищут еду, периодически собираются в большом количестве, чтобы облаять прохожего или наездника на лошади. За день до нашего отъезда в Крустон приехали ветеринары проводить бесплатную ежегодную вакцинацию собак от чумы. Это был особенный день, хаос на время упорядочился. Вдруг оказалось, что у каждой из этих собак есть хозяева. На вакцинацию собралось человек 50, у каждого на привязи от 1 до 4 собак, включая маленьких щенков. И ни одной не бегало вокруг, обличая свою обездоленность.

Вакцинация собак, как и любое общественное мероприятие в деревне, проходила прямо напротив дома-лагеря наблюдателей, в здании школы. Мы жили в самом сердце деревни, на центральной площади, там же находилась школа, детский сад, спортивная площадка и церковь.

В школе 3-4 раза в неделю проводились собрания разных групп (мужчин, женщин, сторонников автономии, сторонников какой-либо партии и пр.), иногда общие, сразу заметно, что в этой деревне нет главных. Больше всего народу за время нашего пребывания собрали сапатисты на встречу, где обсуждалась организация праздника 5 мая - дня освобождения деревни от государственных захватчиков.

Хосе-Эмануэль говорит: "5 мая - главный праздник Крустона"

На спортивной площадке по вечерам собирались люди, отдохнуть и поболтать. В жаркие дни, коих за время нашего пребывания было большинство, площадку устилали тела возлегающих мужчин. Мужчин на площади было много, потому что работы в это время мало. В ожидании сезона дождей жители заканчивают сбор кукурузы, упаковывая ее в мешки. Если не успеть, кукуруза промокнет и испортится, а семья останется голодной. В самом конце сухого сезона, в марте, все мешки уложены и земле дается перерыв, она уже и так утомлена засухой.

Они говорят: "Земле нужен отдых"

Церковь на площади была построена сапатистами и для них. По воскресеньям и праздничным дням в ней проводят службы. В воскресенье перед semana santa на службу пригласили и нас. Дьякон, с которым у нас уже сложились хорошие отношения, сам позвал снимать праздничную месу, узнав, что у Олега есть камера. Процесс службы вряд ли отличается от принятого католической традицией, но вот слова произносятся особенные.

Старейшина молится: "Господь, защити наши земли, дай сил продолжать борьбу, помоги нам жить в мире и справедливости".

За 2 недели мы 5 раз ходили в гости на званые обеды и ужины, и только 1 из них после отъезда испанцев. Если бы мы были пообщительнее, то в гости можно было бы ходить и каждый день. Больше всего сближению мешал языковой барьер. Испанский язык забился в дальний угол сознания и не хотел выходить, испуганный классическим произношением испанцев и до неузнаваемости искаженным испанским индейцев. Приходилось много раз переспрашивать, а суть некоторых историй, рассказанных местными жителями так и осталась полностью скрыта за певучими индейскими интонациями. Даже испанцы не понимали всего, что им говорят, нам от этого становилось немного спокойнее.

Конча говорит: "Они не говорят прямо и логично, а объясняются образами, поэтому нам сложно их понимать"

Основными нашими друзьями были семья дьякона Адриана и семья старейшин, Эльбии и Дибурсио. У Адриана с женой была только двое дочерей, этим они сильно отличались от всех жителей деревни, кроме "основного" сапатиста деревни, Хосэ-Эмануэля, у которого тоже был один ребенок, и тот появился недавно. У Эльбии с дибурсио было 9 детей. Часть из них, а также внуки, правнуки и, возможно, праправнуки жили в одном доме со стариками. У Когда мы пришли к ним в гости на тыкву, дома находилось не меньше 20 молодых людей и детей разных возрастов.

Эльбия говорит: "Это хорошо - иметь ребеночка".

IMG_0035-2
Семья Адриана: жена, дочь и внучка
Остальное время мы проводили в лагере, или в поисках дров для печки, или помогая местным жителям закончить сбор кукурузы, или прячясь на кухне. Не так-то просто нам, городским, постоянно находиться на виду и подвергаться вниманию местных жителей, поэтому вечерами мы сидим на кухне, что стоит отдельным домиком там же, на центральной площади, готовим чай или какао, остаемся наедине и обсуждаем, что увидели и услышали. Во вторник вечером

Олег говорит: "Я рад, что уже завтра приеду в Сан-Кристобаль".

С одной стороны, мы провели две недели, как на каникулах в деревне у бабушки, а с другой - нам было достаточно сложно все время находиться в непонятном окружении, в самом центре небольшого круга семей, когда-то самостоятельно построивших свою новую, свободную жизнь, а сегодня боящихся ее потерять. Они совсем другие. Мы с испанцами гораздо больше похожи друг на друга, несмотря на разницу в возрасте.

Мы говорим: "И это правильно. Мы хотим жить в мире, который вмещает в себя много разных миров."

unmundo

Tags: ezln, Чиапас, мексика, сапатисты, трипы, чьяпас
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments